«Тень Аиды». Памяти Художника и Певицы.

В наши дни, увы, сложно представить себе музыкальный театр, наполненный историзмом, внимательностью к эстетическим идеалам прошлых эпох, желанием показать зрителю тот мир, выйдя из которого сценическое действо преодолевает временные преграды и становится близким, понятным и актуальным. Именно поэтому, часто покидая стены театра разочарованными, те наши современники, которым посчастливилось увидеть расцвет Большого театра СССР во второй половине XX века, с почтением вспоминают имена выдающихся художников и исполнителей, талант и яркость личностей которых ознаменовали собой «золотой век» главной сцены страны.

a3a

В этой звездной плеяде имя Тамары Георгиевны Старженецкой (1912-2002) занимает особое место. Ее жизнь — это отражение трагического и яркого века, воспоминания о пережитой блокаде Ленинграда, работа с выдающимися мастерами оперы и балета, неистощимая страсть к путешествиям и поразительное трудолюбие. Во многом, будущее Т.Г. Старженецкой было определено атмосферой семьи – старинного просвещенного польско-литовского рода, в котором все поколения увлекались музыкой, изящными искусствами, поддерживали дружеские связи с виднейшими деятелями отечественной культуры. Эта среда породила у молодой девушки особое чувство, понимание глубинного диалога музыки и палитры. «Музыку я чувствую в цвете и цвет – в музыке», — говорила Тамара Георгиевна. Окончив Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде, она приняла участие в конкурсе ГАБТ СССР на оформление балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», получив вторую премию и приглашение работать в Большой театр.

a3

Этот период жизни художника был очень ярким. С 1950 по 1954 годы она воплотила на сцене Большого оперы «Морозко» М. Красева, «Аида» Дж. Верди, «Декабристы» Ю. Шапорина, а также балеты «Демон» А. Рубинштейна, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, «Фадетта» Л. Делиба. Увы, из-за специфики времени не был реализован один из первых проектов мастера – опера «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, а также последний – балет «Спартак» А. Хачатуряна. Яркий характер Тамары Георгиевны, ее сложившееся мировоззрение, не позволяли ей идти на компромиссы, участвовать в закулисных интригах. Она ушла из Большого, который в этот момент потерял одного из самых ярких художников за всю свою историю. Дальнейшие страницы творческого пути художника – это театры Тбилиси, Еревана, Ташкента, Куйбышева, Саратова, Воронежа, Ярославля, Донецка, Одессы, Сыктывкара, Тулы, Ногинска, Волгограда. Сцены менялись, но оставалась главная и неизменная любовь к музыкальному театру.

Тамару Георгиевну всегда притягивал Восток. Впервые её поразил своей яркостью Самарканд, куда она эвакуировалась из Ленинграда в 1942 году. Затем, уже во второй половине жизни, были путешествия в Турцию и Алжир, многочисленные зарисовки стран Средиземноморья и сложившаяся, многогранная ориентальная тема в творчестве. Впрочем, её самой яркой вершиной была всё же та самая легендарная постановка «Аиды» в Большом, премьера которой состоялась в 1951 году.

a1

a2

Этот спектакль до сих пор с нескрываемым восторгом вспоминают историки и любители театра. «Аида» Т.Г. Старженецкой – это невероятное сочетание поистине египетской монументальности, яркости и чрезвычайной внимательности к деталям, уважения к наследию Древнего Египта: за многими элементами декораций и костюмов, созданных для «Аиды», отчетливо угадываются подлинные произведения древнеегипетского искусства из крупнейших музеев мира. Подходя к процессу создания спектакля очень серьезно, автор консультировалась с ведущими московскими египтологами того времени – С.И. Ходжаш и И.М. Лосевой, которые хранили египетские древности в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В результате был рожден очень красивый спектакль, который позволял не только насладиться бессмертной музыкой Дж. Верди и прикоснуться к поистине шекспировскому накалу драмы «Аиды», но и погрузиться в зачарованный, поражающий воображение мир Египта эпохи фараонов.

a3b    a6a

Именно в этой постановке 19 мая 1965 года дебютировала в партии дочери фараона Амнерис великая русская оперная певица Елена Васильевна Образцова (1939-2015) — личность невероятного масштаба, силы, одно из лучших меццо-сопрано мира. Посвящая эту выставку её памяти, мы надеемся, что на русской сцене, которая связана с такими великими именами, вновь будут созданы спектакли-легенды, о которых будут говорить спустя десятилетия. Ведь если гений художника, невероятный талант исполнителя и грандиозная драма соединятся вновь, то мы забудем о времени, повседневных заботах и театральных кулисах и, затаив дыхание, вновь увидим, как рыдает о своей безответной любви у колонн древнеегипетского храма великая царская дочь. Рыдает с силой чувств, забытой нашими современниками.

Виктор Солкин

12 февраля — 15 марта 2015 г.

Москва, Библиотека-культурный центр им. М.А. Волошина. Новодевичий проезд, д. 10.

Добро пожаловать!

Реклама

«Тень Аиды». Памяти Художника и Певицы.: Один комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s