Маска Тутанхамона. Новые подробности из египетской прессы.

Тутанхамон: маска фараона повреждена в Египетском музее.

Каир-Хишам аль-Махмуд
18 января 2015

tutankhamun-mask-damaged

Все началось с того, сто в редакцию «Аль-Араби Аль-Джадид» поступила информация о том, что маске фараона Тутанхамона – ценнейшему и важнейшему памятнику древнеегипетского искусства, известному во всем мире — было намеренно нанесено повреждение. Чтобы убедиться в этом воочию, мы направились в Египетский музей, расположенный на площади Тахрир в самом центре Каира. В зале Тутанхамона на втором этаже музея мы обратили внимание на неестественно приглушенное освещение.
В центре зала расположена витрина, в которой выставлена маска Тутанхамона. При взгляде на маску возникает ощущение еле заметных на первый взгляд изменений. Приглядевшись, между лицом и бородой фараона можно заметить следы какого-то вещества, особенно сильно выступающего с правой стороны лица, неестественный блеск на подбородке маски и царапины на левой стороне лица. Всего этого, несомненно, не было раньше, если сравнивать увиденное с фотографиями маски Тутанхамона, опубликованными ранее во всех научных изданиях, посвященных египетской археологии.

Каким образом маска фараона была повреждена?
Для того чтобы разобраться, что же произошло с маской, первым делом мы встретились в кафе на площади Тахрир с одним из молодых специалистов в области реставрации, работающим в Египетском музее. Сначала наш собеседник казался напряженным, однако пошел на контакт после наших заверений о том, что его личность останется в тайне, поскольку он опасался возможных последствий для себя и своих коллег со стороны чиновников за разглашение конфиденциальной информации.
«Любой, кто осмелится возразить или даже подумать о том, чтобы возразить руководству музея, будет наказан. Ему грозит либо перевод, либо увольнение, — начал свой рассказ реставратор. — В прошлом октябре в музей пришло распоряжение о том, что отдел реставрации должен очистить маску фараона от накопившейся пыли. Во время работы по очистке крепление бороды к подбородку маски было непреднамеренно повреждено. У специалистов это называется непреднамеренный человеческий фактор. В соответсвии с правилами, отдел реставрации должен был понести наказание, директор музея должен был быть уведомлен о случившемся, а также в течение нескольких месяцев должна была быть создана реставрационая комиссия для восстановления маски. Однако глава отдела музея Ильхам Абдельрахман после извещения директора музея о случившемся, распорядилась отреставрировать маску в лаборатории отдела».
Наш собеседник продолжал: «Муж главы реставрационного отдела музея Хатим Абдельлатиф также является реставратором. Он и использовал пасту под названием «эпоксидная смола», которую впоследствии можно отделить от поверхности лишь по прошествии длительного времени, и которую не используют при восстановлении артефактов из металла, а исключительно при работе с камнем с целью его укрепления».
«При работе с металлическими артефактами предпочтительно использовать ретроспективные материалы с тем, чтобы при возникновении необходимости в новой реставрации части артефакта можно было вновь отделить друг от друга. Я не мог наблюдать за происходящим и вышел из лаборатории, опасаясь, что мои нервы не выдержат», — закончил он.
Поскольку наш собеседник, выйдя из лаборатории, не имел информации о том, что происходило в ее стенах далее, мы попросили его связать нас с его коллегой, который видел своими глазами все происходившее впоследствии. Коллега – реставратор отдела постарше — в точности повторил расказанное своим предшественником.
Затем он добавил: «После того, как реставратор Хатим Абдельлатиф (муж главы отдела реставрации) нанес пасту на подбородок маски, пошли изменения нижней части лица. Началось размягчение по обеим сторонам лица и стало очевидным наличие клеевого эффекта деформации».
Появление же царапин на маске фараона реставратор объяснил так: «После нескольких недель, в течение которых велось наблюдение за состоянием маски, по которой растекся клей, и жалоб нескольких сотрудников отдела реставрации, витрину с разрешения директора музея было принято открыть вновь, маску извлечь и удалить следы клея с помощью скальпеля, от которого и остались эти царапины».


Чтобы доказать правдивость своих слов, реставратор предоставил нам электронный носитель, содержаший фотографии, на которых запечатлены разительные изменения, произошедшие с маской, включая наличие инородного вещества между подбородком и бородой. А также раскрыл тайну приглушенного освещения в зале и витрине с маской: убавить свет дал распоряжение директор музея Махмуд аль-Халуджи, с тем, чтобы скрыть заметные изменения в области подбородка.

Документальные свидетельства повреждения маски.
Журналисты «Аль-Араби аль-Джадид» собрали рассказы о повреждении маски Тутанхамона, фотографии, предоставленные группой реставраторов музея, сведения о многочисленных ошибках, допущенных главой отдела реставрации музея Ильхам Абдельрахман, а также сведения о том, что она не имеет академического образования в области реставрации памятников, не изучала данную специальность и не имеет практики по ней в меморандум.
Этот меморандум был представлен министру древностей Египта доктору Мамдуху аль-Дамати. В нем говорилось о том, что «в связи с отсутствием специализации у Ильхам Абдельрахман, она допустила ряд серьезных ошибок с момента назначения ее на должность главы реставрационного отдела в августе прошлого года. Например: помывка фрагментов каменной статуи водопроводной водой, реставрация глиняного наоса с использованием «паралоида» (синтетической акриловой смолы), хотя памятник был в хорошем состоянии и не нуждался в его применении, что причинило ущерб физическим свойствам наоса, сделав уязвимым для дальнейшего воздействия, а также использовала карандаш, чтобы сделать пометки на поверхности артефакта, что можно расценивать как преднамеренное повреждение. Документ также содержал жалобы сотрудников музея на угрозы перевода или увольнения.

Официальный ответ.
Чтобы располагать всеми точками зрения относительно случившегося, мы связались с директором Египетского музея Махмудом аль-Халуджи, попросив его прокомментировать происходящее. В телефонном разговоре мы получили короткий ответ: «Это все ложь, в которой вы можете убедиться, посетив музей». Мы подтвердили, что были в музее и видели маску со следами повреждения. На это он ответил: «Это интенсивное обсуждение возникло из-за разногласий внутри музейного менеджмента в связи с рядом изменений. Новая система многим не нравится, и они стремятся воспользоваться ситуацией».
Мы связались по телефону с доктором Юсуфом Халифа, председателем сектора египетских древностей. Как ни странно, он повторил то же, что сказал аль-Халуджи, сказав: «С маской все в порядке. С ней ничего не случилось. Тот, кто желает в этом убедиться, может пойти в музей». Мы уверили его, что были в музее и сделали фотографии. На что он солгал: «Это фотография одной из копий, которые тысячами продают на египетских базарах». И добавил: «Некоторые новости, распространяются СМИ и в таких социальных сетях, как Facebook, с определенными целями и являются ложью».

tut damage
Правильные способы реставрации.
Какие мероприятия необходимо провести, чтобы снивелировать ущерб, отвечает доктор Мухаммад Абдельхади, профессор реставрации и поддержания археологических памятников. На вопрос, как влияет состояние памятника и его материал на способ его реставрации, он ответил: «Если маска Тутанхамона была повреждена в работе по ее восстановлению, должно быть разнообразие подходов при выборе способа восстановления, поскольку это единственный в своем роде артефакт». Профессор подтвердил, что в нормальной ситуации при возникновении повреждения артефакта формируется комитет, состоящий из экспертов по реставрации данного вида памятников, который и определяет допустимые методы восстановления».
Когда журналисты «Аль-Араб Аль-Джадид» озвучили ему происходящее, Абдель Хади выразил опасение, что «мировая общественность, а также международные организации, ответственные за сохранение культурного наследия, которые считают маску Тутанхамона достоянием мирового наследия, а не только лишь Египта, не будут молчать». Другая эксперт по реставрации, работающая в Министерстве древностей и попросившая не указывать ее имени, указала, что маска состоит из бородки и лица, соединяющихся между собой при помощи так называемого «штифта», представляющего собой острый фрагмент дерева, металла или другого материала, при условии, что он обладает таким же эффектом скрепления, по форме напоминающего собой спичку или кисточку. Такой вид скрепления частей предмета между собой был широко известен и применяем в древнем Египте во всех областях искусства. И добавила: «В случае с маской Тутанхамона в результате халатности произошло разрушение «штифта», присоединяющего бородку к лицу, поэтому необходимо было восстановить его и закрепить заново, но этого не произошло».

Юридические меры
Малик Адли, адвокат Центра общественного и экономического права, говорит, что в египетском законодательстве, касающемся защиты древнеегипетских памятников, существует закон номер 117 от 1983 года о разрушении египетских древностей и поправки к нему. Этот закон дополняет соответсвующий пункт Уголовного Кодекса о наказании за умышленное повреждение государственного имущества: «Этот закон прост и, как указано в статье 42, в качестве наказания за умышленное разрушение или причинение какого-либо вреда археологическому памятнику или постройке, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от пяти до семи лет и штрафа в размере от трех до пятидесяти тысяч фунтов». Однако Малик считает, что эти меры, по сути, не являются сдерживающим фактором в должной мере: «Памятники испытывают на себе последствия глобального кризиса. В свое время были предложения в том числе о вывозе маски Тутанхамона за пределы Египта с целью ее сохранить. Но тогда никто не слушал».

(с) «Аль-Араби Аль-Джадид»

(с) перевод с арабского: Наталья Лебедева

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s